Апгрейд с Mendocino 450 на Coppermine 866.
Hardware
Software
NHN.ru - компьютерная баннерная сеть.

Менять или не менять – вот в чем вопрос. Такие мысли неизбежно приходят в голову человека, не производившего модернизацию своего процессора в течение полутора лет. Казалось бы, совсем недавно легендарный процессор Celeron 300A, разогнанный до 450 МГц, был чемпионом по производительности (напомню, что по мощности он практически не уступал процессору Pentium II 450). Но с тех пор утекло много воды – появились Pentium III и Athlon, рабочие частоты достигли магической цифры 1 ГГц, да и частота системной шины 100 МГц уже считается средненькой.

В общем, я решился. Поменял процессор Celeron 300A (Mendocino) на Pentium III 650E (Coppermine). Кроме того, частота FSB (Front Side Bus – системной шины) выросла со 100 до 133 МГц, при том, что чипсет остался прежним – Intel 440BX. Стоит ли полученный прирост производительности затраченных на него денег? Сейчас посмотрим.

Итак, апгрейд. Хотел поменять только процессор, но вышло как всегда – заодно пришлось менять кучу всего остального: материнскую плату, память, корпус... Ситуация примечательна еще и тем, что я в каком-то смысле поменял шило на мыло. То есть обе материнские платы – и старая, и новая – выполнены на чипсете i440BX. Старая “мама” Chaintech 6BTM проявила себя с самой лучшей стороны – по надежности ее можно сравнить разве что с автоматом Калашникова. Я просто не вспоминал, что у меня в компьютере есть такой компонент – материнская плата. Свои функции она выполняла четко и надежно. Если продолжать оружейную аналогию, то новую плату - ASUS P3B-F - можно сравнить с винтовкой М-16. Совершенное оружие, но требует бережного обращения и довольно капризна. Менять системную плату пришлось по двум причинам – бывшая 6ВТМ не поддерживала напряжения питания 1,65 В, необходимого для процессоров PIII c ядром Coppermine, а также не имела делителя ј для шины PCI (это нужно для работы на 133 МГц, если PCI-устройства не могут работать на 44 МГц).

Часть 1. Стоит ли игра свеч?

Система до апгрейда:

Системная плата

Chaintech 6BTM

Процессор

Celeron 300A (464 МГц)

RAM

128 Мб PC-100 M-Tech

Частота FSB

103 МГц

Видеокарта

Creative 3Dblaster TNT2 Ultra (175/225 МГц)

Частота AGP

68 МГц

Система после апгрейда:

Системная плата

ASUS P3B-F

Процессор

Coppermine 650 (866 МГц)

RAM

128 Мб PC-133 Hyundai

Частота FSB

133 МГц

Видеокарта

Creative 3Dblaster TNT2 Ultra (175/225 МГц)

Частота AGP

89 МГц

Сначала посмотрим, какой прирост производительности я получил. Потом я расскажу, какие сложности подстерегают того, кто хочет из чипсета ВХ-100 получить заветный ВХ-133.

Итак, почему, собственно, был произведен апгрейд? Для “офисных” задач, включая работу с графикой небольшого объема, мощности процессора Celeron 464 хватало с избытком (напомню, что частота FSB у меня была 103 МГц). Хватало ее даже для любительской работы с видео – вполне можно было паковать видео “на лету” в MPEG-1 и даже низкосортный MPEG-2, используя в качестве устройства захвата TV-тюнер. Пиком возможностей разогнанного Celeron была комфортная игра в Quake 3 в режиме 1024х768@32бит (отдельное спасибо видеокарте). В Unreal Tournament уже присутствовали небольшие тормоза.

Проблемы начинались при работе с тяжелой графикой (3000х4000 – примерно такой размер имеет фото 10х15, отсканированное с разрешением 600 dpi). Под работой имеется в виду редактирование этой графики в программах Adobe Photoshop 5.5, Macromedia Fireworks 3.0, Microsoft Photodraw, Kai Photosoap 2.0 и подобных им. Также хотелось процессора помощней при проигрывании фильмов на DVD софтверным плейером. Ну и последней каплей стало то, что некоторые современные игры процессор просто “не тянул”. Need For Speed: Porsche Unleashed прилично бегала лишь при отсутствии соперников и на не очень сложных в плане архитектуры трассах. Стоило проехать по трассе Monte Carlo с восемью соперниками, как начиналось слайд-шоу. Причем ситуацию не спасало даже уменьшение разрешения вплоть до 640х480 – верный признак того, что все упиралось в процессор. Аналогичная ситуация была в Thief-2. Иногда все быстро и гладко, иногда выходишь на открытое пространство - и начинается! Messiah тоже притормаживал... да много еще игр – почти все из последних.

Здесь я позволю себе маленькое отступление. Наверняка многие из читающих этот текст ругают сейчас меня последними словами – мол, “что он несет? Porsche Unleashed отлично работает на моем Celeron 433 (466, 533 и т. д), тормозов нет и в помине!” Кто-то скажет, что всего “Мессию” он прошел на компьютере с Pentium 233 MMX и видеокартой Voodoo 2.

Я же просто имею в виду то, что у каждого свои представления о комфортной игре. Кто-то считает, что больше 24 кадров в секунду и не нужно – все равно не увидишь разницы. А многие из матерых бойцов Quake 3 не могут играть в полную силу, если частота смены кадров (FPS – Frames Per Second) падает ниже 80.

Естественно, “слайд-шоу” тоже не стоит понимать это буквально. Это значит, что мгновенный FPS упал ниже 30. Многими такое падение скорости ощущается как дискомфорт. Окончательно добило то, что в Rally Championship 2000 невозможно было проехать вообще ни одной трассы. Даже при полном отсутствии графических наворотов и соперников минимальный FPS опускался порой до 5. После этого игра была отправлена на полку, где и дожидалась нового процессора вместе с “Вором”.

Что изменилось после апгрейда? И стоило ли разгонять Coppermine 650, достаточно мощный даже на номинальной частоте, до 866 МГц (шина 133 МГц)?

Вот небольшая таблица, дающая представление о чисто процессорной производительности (дано время выполнения операции в минутах и секундах):

 

Celeron 464

PIII 650E (FSB100)

PIII 650E (FSB120)

PIII 650E (FSB133)

Архивирование WinRAR:

(94 400 512 байт, 609 файлов, 31 папка)

02:27

01:48

01:36

01:27

Архивирование  WinRAR:

(37 310 464 байт, 4001 файлов, 203 папки)

01:58

01:43

01:40

01:33

Photoshop 5.5, Применение фильтра:

Colored pencil (4:8:25) к файлу JPEG (3422х2256)

01:11

0:51

0:44

0:36

Photoshop 5.5, применение фильтра:

Texture/Craquelure (15:6:9) к файлу JPEG (3422х2256)

01:12

0:52

0:45

0:37

Есть еще один интересный тест – Final Reality 1.0. Поскольку в этом некогда популярном бенчмарке все тесты проходят в разрешении 640х480@16 бит, он давно уже превратился из теста видеоподсистемы в тест производительности процессора.

Превосходство Coppermine 866 - подавляющее. Обратите внимание, в случае с Celeron видеокарта была разогнана чуть побольше (180/230 против 175/225 в данный момент). Но на результат это оказывает мизерное влияние – все дело в низком разрешении.

Самое главное – субъективные ощущения от скорости новой системы. В офисных приложениях разницы, разумеется, никакой. При работе с тяжелой графикой прирост уже явственно ощущается. Посмотрите хотя бы на результаты применения фильтра в Photoshop – скорость увеличилась ровно в два раза! (подозреваю, что во многом - за счет оптимизации Photoshop 5.5 под SSE). Сама программа стала загружаться раза в полтора быстрее. Просмотр больших файлов с помощью ACDSee 3.0 также стал комфортнее – время загрузки файла JPEG размером около 2000х3000 (отсканированная фотография) уменьшилось на глаз раза в полтора-два. WinRAR 2.60 тоже жмет заметно быстрее. Не очень заметный рост в тесте № 2 объясняется большим количеством файлов в директории – тут уже слабым местом стала дисковая подсистема. Вот, чуть не забыл! Очень заметна разница при кодировании WAV в MP3 с помощью качественного (но и очень медленного) кодера MpegEnc_v007a от SoloH. Если раньше в режиме 320 кбит/с Dual Channel скорость сжатия была 3:1 (то есть 2-х минутная песня кодировалась 6 минут), то сейчас стало примерно 1,8:1 (та же песенка жмется не 6, а где-то 3,5 минуты).

В основном разница стала ощущаться, конечно же, в играх. NFS: Porsche Unleashed стала идеально играбельной. Тормозов не ощущается нигде и ни при каких обстоятельствах (1024х768@16 бит, вся графика на максимуме). Также проявила себя во всей красе и Rally Championship 2000. В режиме 800х600@16 бит средний FPS держится на глаз в районе 80. То есть, лучше некуда. Вполне прилично игра шевелится и в 1024х768@16 бит – FPS не падает ниже 40. Для более высоких разрешений нужна видеокарта помощнее. Жаль только, что в этих играх нет встроенных средств измерения FPS (как в Quake2/3 или в Unreal).

Еще запомнилась разница в Half-Life: Opposing Force. В конце этой игры есть эпизод, где нужно прикончить огромного жука, вылезшего из стены (другого измерения). Чудовище - весьма страшного вида и имеет много конечностей, с помощью которых пытается шлепнуть игрока. Когда я играл в Opposing Force на Celeron, вся игра шла с приличной скоростью. Только в этом самом эпизоде начинались жуткие тормоза – FPS в комнате с жуком падал катастрофически – до 10-15. После апгрейда я с удовольствием прошел эту игру заново. Кайф – тормозов не было в принципе (установки: OpenGL в разрешении 1024х768).

Кстати, пробовал я играть в Opposing Force и на неразогнанном Coppermine (650 МГц). Все-таки разница с 866 МГц есть. Немного не то, не чувствуешь запаса по мощности, вроде и тормозов нет, но комфортность игры пониже. Между прочим, при 866 МГц можно играть в Unreal Tournament в режиме 640х480@32 бит с приличным FPS.

Вот такие ощущения от смены процессора. Сейчас первое впечатление несколько смазалось – нормальный процессор, ничего особенного. Но я уверен, что если бы сейчас я поставил обратно свой старый Celeron, то почувствовал бы очень большую разницу.

Напоследок – результаты теста SiSoft Sandra 2000 (к вопросу о том, стоило ли разгонять Coppermine). Слева неразогнанная система, справа – на FSB = 133 MГц.

Поразили крайне низкие результаты теста памяти (последние диаграммы). Ниже, чем у системы с P3 500 с памятью CAS=2! На мой взгляд, это обусловлено не самой лучшей памятью Hyundai 7,5 нс. Даже на шине 100 МГц не удалось заставить ее работать с таймингами 2-2-2-8. Мало того, даже режим 3-2-2-10 эта память не тянет. Максимум, чего удалось от нее добиться – 3-3-3-8 Fast. Правда, в этом режиме память работает и на шине 140 МГц. Но за счет разгона FSB до 133 МГц удается поднять производительность подсистемы памяти почти до уровня Athlon 600 (про него разговор особый – там используется хитрая система, память работает на тех же частотах, что и у РIII, но результирующая частота шины процессора 200 МГц).

Так что, мне кажется, разгон нужен хотя бы для того, чтобы поднять пропускную способность памяти до приемлемого уровня даже при использовании не самых качественных модулей DIMM. Хорошая быстрая память стоит дорого, да и найти ее проблематично.

Часть 2. Как разогнать?

Не очень-то просто было заставить работать чипсет 440ВХ на частоте системной шины 133 МГц. Первые сложности возникли при неаккуратном обращении с BIOS материнской платы (ASUS P3B-F).

Итак. На частоте 100-120 МГц все работает практически с любыми установками. Включаем 133 МГц – любое изменение, казалось бы, незначительного параметра, вешает систему наглухо. Пример: если поставить AGP aperture size > 16 Мб, система виснет.

  • Вот с какими параметрами система заработала: 
  • SDRAM CAS Latency [3T]
  • RAS to CAS Delay [3T]
  • RAS Precharge Time [3T]
  • DRAM Idle Timer [8T]
  • SDRAM MA Wait State [Fast]
  • Graphics Aperture Size [16 MB]

Основные проблемы возникли не с разгоном процессора, как можно было ожидать, а с видеокартой. Дело в том, что по умолчанию она стоит в режиме AGP 2x и SBA=ON. При таких установках видеокарта отказывается работать на частоте AGP=89 МГц (FSB=133). Если переключить ее в режим AGP 1x и SBA=OFF, то все работает. Проблема в том, что в момент переключения режимов программой AGP Wizard система висла. Путем экспериментов было выяснено, что встроенный в программу твикер Fast Trax производит переключение режимов безболезненно. Казалось бы, проблема решена. Но не тут-то было - Fast Trax работает лишь в связке с драйверами версий 5.30 и 6.18. Однако все владельцы карт на базе разновидностей TNT знают, что наиболее производительные драйвера для них построены на базе Detonator 2.08.

Таким образом, возник вопрос: как переключать режимы AGP на низком уровне, без использования специальных утилит типа AGP Wizard? К величайшему удивлению, информации по этому поводу я не смог найти в интернете, как ни старался. Ни в одной из известных мне конференций ответа я не получил.

Спасибо Николаю Радовскому (GAME.EXE), научившему меня как переключать режимы AGP вручную. Вот выдержка из его письма:

“2х напрямую отключается так:

1. Закачиваем WPCRSET (модификатор регистров конфигурации PCI) с сайта cgi2.tky.3web.ne.jp/~nrklv/cgi-bin/softdl.cgi?wpcrs120.exe

2. Прописываем с его помощью значение 01 по адресам: PCI Bus: 0; Device: 0; Function: 0; смещение регистра A8. PCI Bus: 1; Device: 0; Function: 0; смещение регистра 4С.

3. SBA можно отключить, прописав 01 по адресам: PCI Bus: 0; Device: 0; Function: 0; смещение регистра A9. PCI Bus: 1; Device: 0; Function: 0; смещение регистра 4D.”

После этого проблема с AGP была решена. Теперь можно использовать любые драйвера, а видеокарта прекрасно работает даже при частоте шины AGP = 93 МГц (FSB=140 МГц). В результате процессора работал при частоте 910 МГц, но для этого пришлось поднимать напряжение на ядре процессора до 1,7 В. В принципе, это После этого проблема с AGP была решена. Теперь можно использовать любые драйвера, а видеокарта прекрасно работает даже при частоте шины AGP = 93 МГц (FSB=140 МГц). В результате процессора работал при частоте 910 МГц, но для этого пришлось поднимать напряжение на ядре процессора до 1,7 В. В принципе, это не страшно, но если есть возможность, то лучше не насиловать свой процессор. Прирост относительно частоты шины 133 МГц получается не такой уж большой. Единственный приятный момент - по тестам памяти Coppermine наконец-то догнал Athlon.

Хотелось бы напомнить: если будете разгонять процессор, не забывайте об охлаждении. Я поставил кулер Thermaltake (Golden Orb) на термопасте КПТ-8. В корпусе напротив процессора установлен на вытяжку дополнительный вентилятор 80х80 мм. В результате температура процессора не поднимается выше 38-40 С.

Автор: Андрей Никулин joint831@yahoo.com 

Источник: www.computery.ru


Rambler's Top100
Сайт создан в системе uCoz